Яхты класса 8mR в России
История 8mR в России

Новости

О классе яхт 8mR

Документы

Яхта RUS 4 “Astra II”

История 8mR в России

Призы

Результаты соревнований

Галерея яхт

Ссылки

e-mail


Стартуют русские

      В июле 1912 года население Стокгольма увеличилось почти вдвое: приближался день открытия V Олимпийских игр, и в город съехались гости и спортсмены из 24 стран мира.

      Организацию парусных соревнований Шведский олимпийский комитет поручил Королевскому парусному обществу. Тщательно разработанная им программа была заранее разослана во все те страны, где был развит парусный спорт. Олимпийские гонки назначили на 20-22 июля близ Стокгольма, у Нюнес-хамна. Участвовать в них могли только яхты 6, 8, 10 и 12-метрового классов, всего не более чем по две яхты в каждом классе от страны.

      Составы экипажей были строго ограничены: на яхте 12-метрового класса — не более 10 человек, 10-метрового — 8, 8-метрового — 5 и 6-метрового — 3. Эти довольно жесткие нормы в последующих олимпийских соревнованиях были изменены.

      Шведы ввели и новую систему зачета. Они рассудили, что одно первое место должно давать больше очков, чем два вторых, а одно второе — больше, чем два третьих. Поэтому они установили такую шкалу: первое место — 7 очков, второе — 3 и третье — 1 очко.

      Все яхты должны были участвовать в двух гонках. В случае равенства очков для спортсменов назначалась дополнительная гонка.

      В состязаниях участвовали 24 яхты: Швеция выставила 7 судов, Финляндия — 5, Россия — 4, Норвегия — 4, Дания — 2 и Франция — 2 судна. Остальные страны не ответили на приглашение. Немцы в это время проводили традиционные международные гонки в Киле, англичане были тоже заняты другими соревнованиями, а американцы предпочитали идти “своим путем” и почти не строили яхт олимпийских классов.

      Русские, а точнее петербургские, яхтсмены хотели блеснуть своим первым выступлением в олимпийских гонках и лихорадочно искали суда, способные побить конкурентов. Владелец крупнейшей фирмы колониальных товаров В. Кузмичев купил в Англии отличную 8-метровую яхту “Норман”. А Вышнеградский, член Императорского речного клуба, приобрел во Франции десятиметровик “Галлия II”, на которую рулевым пошел Я. Шомакер. Адлерберг купил яхту “Аванти”. Л. Нагорнов заказал норвежскому судостроителю Анкеру 10-метровую яхту “Тарпон II” с американским пустотелым рангоутом и английскими парусами. Ее успели спустить на воду лишь 7 июля, за 42 дня до начала гонок в Стокгольме.

      На этих четырех яхтах и предстояло защищать спортивную честь России в олимпийских соревнованиях.

      Погода в Стокгольме парусников не радовала. Ветер дул слабый. Впрочем, первая гонка прошла при сравнительно хорошем бризе и была интересной. Дистанция представляла собой треугольник: яхты проходили первую его сторону полным курсом, вторую — в лавировку и последнюю — опять полным курсом.

.................................................................................................

      Острая борьба завязалась между экипажами 8-метровых яхт Норвегии и Швеции. После первого поворота шведы сумели выйти вперед, но на последнем отрезке норвежская яхта, идя полным курсом, успела наверстать упущенное и на финише была первой.

.................................................................................................

      Второй гоночный день мало отличался от предыдущего, только ветер был немного слабее да море было почти гладким.

.................................................................................................

      В 8-метровом классе вторая гонка едва не перепутала все карты. Норвежцы вырвались сначала вперед, но скоро их яхте стал угрожать русский “Норман”.Вот суда уже сравнялись, одновременно огибают поворотный знак. Вот “Норман” выходит вперед, делает последний поворот и тут... с борта его падает в воду матрос. Потеряны три минуты перед самым концом гонки! А противники не ждут. Мимо проходит и первым заканчивает гонку норвежский “Тайфун”, затем финские яхты “Лаки Герл” и “Орн”. “Норману” удалось занять лишь четвертое место. Русская “Былина” осталась последней.

      Эта гонка решила судьбу золотой медали — чемпионом стал норвежец. А кому присудить серебряную и бронзовую? Накануне второе место заняла шведская “Сане Эбаут”, а теперь финская “Лаки Герл”.

      Дополнительная гонка была исключительно напряженной. Шведская яхта со старта пошла медленнее финской, и только на лавировке ей удалось несколько выйти вперед. Долго шли они, не отрываясь друг от друга. Казалось, на последней прямой финны вот-вот обойдут шведов, но те, искусно маневрируя, не уступили лидерства и финишировали первыми.

.................................................................................................

      На этом олимпийские соревнования яхтсменов закончились.

      Шведы завоевали одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медали, норвежцы — две золотые, финны — одну серебряную и две бронзовые, французы — одну золотую, датчане — одну серебряную и русские — одну бронзовую.

      Русские яхтсмены могли и должны были выступить гораздо лучше, ведь в международных гонках на тех же самых судах накануне олимпиады они одержали немало побед. Неудача “Нормана” в последней гонке лишила нас призового места, а Нагорнов на своем “Тарпон II” не участвовал в олимпийских состязаниях.

Из книги “Паруса над заливом.”, Батюшков Ю. Н. Липский М. П., Москва, “Советская Россия”, 1961 год.

домойнаверх