С начала прошлого года каждый, кто
считает себя знатоком яхт, заходя в эллинг Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба,
невольно оказывался крайне озадачен видом строящейся яхты. Немалая длина, узкий
корпус, классические обводы да что же это такое?
Ответ удивлял: это яхта международного
8-метрового класса! В №2/2000 журнала автор рассказывал
о яхтах 6-метрового класса, не подозревая об этом интересном проекте.
Ведь яхты международного класса R8 ближайшие родственники
шестиметровиков. Оба класса строятся по одной обмерной формуле,
история которой восходит к концу прошлого века. Яхты класса R8
вследствие своей дороговизны еще раньше сошли c олимпийской сцены; восьмиметровики
были в программе семи олимпиад с 1908 г. по 1936 г., и,
по-видимому, навсегда останутся крупнейшим по размерам классом яхт, участвовавшим
более чем в двух олимпийских играх.
Теперь об истории питерского
восьмиметровика. Правда, к сожалению, питерского только по месту
рождения, но об этом чуть ниже.
Яхта Birgit была спроектирована
в 1945 г. шведским конструктором Торе Хольмом. До нашего времени
эта яхта так и не была построена. В 1999 г. шведский яхтсмен-энтузиаст
классических яхт Ларс Виден купил проект и заказал разработку чертежей для постройки
португальскому конструктору Давиду Виейре. За строительство яхты взялся Виктор
Никифоров, хорошо известный в нашем городе по большому числу качественно
отремонтированных и достроенных яхт. В прошлом капитан 1-го ранга,
подводник, Виктор в 1996 г. организовал индивидуальное частное предприятие,
и уже на третий год существования предприятие получило заказ на постройку этого
судна самой большой из когда-либо построенных в России
гоночных яхт!
Задача сложная: для того чтобы яхта
была классифицирована как классическая и могла участвовать в гонках
с яхтами старой постройки (понятно, что проект полувековой давности проиграет
современным), она должна быть построена по старой технологии. Единственное,
что разрешено использование современных клеев.
По правилам класса R8 яхта
строится в соответствии с требованиями Регистра Ллойда и под наблюдением
норвежского классификационного общества DNV. Дубовый набор, мощные
клееные ламинированные шпангоуты, флоры из нержавеющей стали, обшивка из
отборной лиственницы, тиковая палуба все это обещает долгую
жизнь добротно построенному корпусу. Следует отметить, что допуски при постройке
корпуса составляют не более 1 мм!
Строительство началось в декабре 1999 г.
с изготовления металлического стапеля. Эти работы заняли около месяца. Сейчас
заканчивается изготовление обшивки, полностью же корпус должен быть готов к
концу июня. Впечатляет размерами отлитый на Кировском заводе свинцовый фальшкиль
весом около 6 т.
Следует отметить, что яхта оборудуется
минимально, как гоночное судно. В рубке-убежище будут размещены койки, примитивный
камбуз. На яхте будет установлен дизель Beta Marine
мощностью 20 л.с. дельные вещи и оборудование Lewmar,
которые поставляет питерская фирма ФОРДЕВИНД-РЕГАТА. Мачту длиной
16 м и такелаж установят уже в Швеции.
Приходится только сожалеть, что мы
не увидим эту замечательную яхту под парусами.
Леонид Свенский, журнал Капитан-Клуб 2-2001 |