С начала прошлого года каждый, кто
считает себя знатоком яхт, заходя в эллинг Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба,
невольно оказывался крайне озадачен видом строящейся яхты. Немалая длина, узкий
корпус, классические обводы — да что же это такое?
Ответ удивлял: это яхта международного
8-метрового класса! В №2/2000 журнала автор рассказывал
о яхтах 6-метрового класса, не подозревая об этом интересном проекте.
Ведь яхты международного класса “R8” ближайшие родственники
“шестиметровиков”. Оба класса строятся по одной обмерной формуле,
история которой восходит к концу прошлого века. Яхты класса “R8”
вследствие своей дороговизны еще раньше сошли c олимпийской сцены; “восьмиметровики”
были в программе семи олимпиад с 1908 г. по 1936 г., и,
по-видимому, навсегда останутся крупнейшим по размерам классом яхт, участвовавшим
более чем в двух олимпийских играх.
Теперь об истории питерского
“восьмиметровика”. Правда, к сожалению, питерского только по месту
рождения, но об этом чуть ниже.
Яхта “Birgit” была спроектирована
в 1945 г. шведским конструктором Торе Хольмом. До нашего времени
эта яхта так и не была построена. В 1999 г. шведский яхтсмен-энтузиаст
классических яхт Ларс Виден купил проект и заказал разработку чертежей для постройки
португальскому конструктору Давиду Виейре. За строительство яхты взялся Виктор
Никифоров, хорошо известный в нашем городе по большому числу качественно
отремонтированных и достроенных яхт. В прошлом капитан 1-го ранга,
подводник, Виктор в 1996 г. организовал индивидуальное частное предприятие,
и уже на третий год существования предприятие получило заказ на постройку этого
судна — самой большой из когда-либо построенных в России
гоночных яхт!
Задача сложная: для того чтобы яхта
была классифицирована как “классическая” и могла участвовать в гонках
с яхтами старой постройки (понятно, что проект полувековой давности проиграет
современным), она должна быть построена по старой технологии. Единственное,
что разрешено — использование современных клеев.
По правилам класса “R8” яхта
строится в соответствии с требованиями Регистра Ллойда и под наблюдением
норвежского классификационного общества “DNV”. Дубовый набор, мощные
клееные ламинированные шпангоуты, флоры из нержавеющей стали, обшивка из
отборной лиственницы, тиковая палуба — все это обещает долгую
жизнь добротно построенному корпусу. Следует отметить, что допуски при постройке
корпуса составляют не более 1 мм!
Строительство началось в декабре 1999 г.
с изготовления металлического стапеля. Эти работы заняли около месяца. Сейчас
заканчивается изготовление обшивки, полностью же корпус должен быть готов к
концу июня. Впечатляет размерами отлитый на Кировском заводе свинцовый фальшкиль
весом около 6 т.
Следует отметить, что яхта оборудуется
минимально, как гоночное судно. В рубке-убежище будут размещены койки, примитивный
камбуз. На яхте будет установлен дизель “Beta Marine”
мощностью 20 л.с. дельные вещи и оборудование “Lewmar”,
которые поставляет питерская фирма “ФОРДЕВИНД-РЕГАТА”. Мачту длиной
16 м и такелаж установят уже в Швеции.
Приходится только сожалеть, что мы
не увидим эту замечательную яхту под парусами.
Леонид Свенский, журнал “Капитан-Клуб” 2-2001 |