13 сентября 2008 г. в возрасте
100 лет скончался выдающийся яхтенный конструктор Олин Джеймс Стефенс II.
По его проектам построены тысячи лодок, среди которых
победители трансатлантических гонок и Кубка Америки, а также
множество гоночных лодок, выигравших регаты в Европе и США.
Этот очерк о человеке, чья творческая
активность может служить примером для яхтенных конструкторов и дизайнеров всего
мира.
Олин Стефенс родился 13 апреля 1908 г.
в Бронксе. В своей автобиографии много лет спустя Стефенс напишет: Мне
повезло у меня была цель. Я всегда хотел проектировать
скоростные лодки. Его отец, Фредерик Стефенс, работал в угольном бизнесе
и не поддерживал увлечение сына. Тем не менее, будущий яхтенный конструктор
с интересом читал морские журналы и каждое лето проводил за городом,
на побережье Атлантического океана. Там вместе с братом Родериком он и
получил первые практические навыки управления лодкой и общения с морем.
В конце концов отец даже купил сыновьям 16-футовую лодку.
Олин хорошо учился в школе, а позднее
изучал искусство в Нью-Йорке. Тем не менее, в Массачусетском технологическом
университете своей главной специальностью он выбрал конструирование яхт.
Учебу Стефенс не закончил из-за проблем со здоровьем и впоследствии признавался,
что ему не хватает математической выправки и инженерной тонкости.
Для окружающих было удивительно слышать такие слова от человека, которого называли
пионером, первопроходцем и новатором в создании яхт.
Его карьера яхтенного проектировщика началась
рано в 19 лет. Через два года вместе с успешным яхтенным брокером Дрейком
Спаркманом он основал компанию Sparkman & Stephens. Потом к компании
присоединился брат Родерик, и с 1931 г. их команда стала признанным лидером
в индустрии яхтенного дизайна. Первый ошеломляющий успех 52-футовый
иол Dorade, в создании которого Олин Стефенс принимал участие,
выиграл Трансатлантическую и Фастнет-скую гонки (1931 г.). В первой отрыв
победителя составил двое суток! Олин в свойственной ему непретенциозной манере
прокомментировал событие так: Это была просто удача.
Но это не было простой удачей!
В 1937 г. его яхта класса J Ranger стала победителем
Кубка Америки. Компания S&S и дальше создавала первоклассные
суда от небольших лодок до мегаяхт. Даже неполный список
наград, полученных яхтами S&S, производит впечатление:
- Пять победителей One Ton Cup;
- Пять победителей Gold Cup;
- Две олимпийских золотых медали и одна серебряная в
шестиметровиках;
- Три победителя кругосветки Whitbread;
- Одиннадцать победителей Bermuda Race;
- Победители Sydney-Hobart Race, S.O.R.C., Адмиральского Кубка и
многих других регат.
Достаточно сказать о шести выигранных
Кубках Америки кто еще может этим похвастать?
Во время Второй мировой войны опыт
Стефенса как инженера-судостроителя пригодился при создании минных тральщиков
и амфибийных десантных средств, участвовавших в высадке союзных войск в
Нормандии. Когда война закончилась, Стефенс вернулся к любимому делу.
За свою долгую карьеру Олин Стефенс
наблюдал, как быстро меняются технологии проектирования и строительства лодок.
Все яхты, вышедшие из-под его пера, были нарисованы на чертежном
столе при помощи карандаша и линейки. Великий конструктор, пользовавшийся
только калькулятором, с интересом следил и за развитием компьютерных технологий,
а в возрасте 70 лет приобрел компьютер и начал самостоятельно изучать математику и
программирование. В ноябре 1999 г. в одном интервью Олин Стефенс сказал:
Хороший яхтенный дизайн это, прежде всего, комбинация
интуиции и науки, даже если сейчас наука играет более значимую роль, чем
50 лет назад.
Известна история, рассказанная канадским
конструктором Брюсом Кирби, высоко ценившим Стефенса. На нью-йоркской конференции
яхтенных дизайнеров обсуждались проблемы проектирования подводной части корпуса.
Стефенс взглянул на одну из формул и сказал, что в ней ошибка. Другие этого не
заметили, хотя профессионалы обсуждали эту тему несколько дней. Стефенс же
понял все сразу, хотя в ту пору ему было уже 90 лет!
Вплоть до 2006 г. Стефенс путешествовал
по миру, посещая конференции, собрания и, конечно, регаты. И даже в последние
недели своей жизни он занимался проектированием 36-футовой круизной яхты.
Позволю себе перефразировать классика
и скажу: если сложить маршруты всех лодок, построенных Олином Стефенсом, то
можно 80 раз достать от Земли до Сатурна. Имя Олина Стефенса, чей портрет
висит в зале Славы Кубка Америки, навсегда останется в истории
мирового яхтинга. Спроектированные им суда стали живой памятью, традицией и
наследством, приносящим победы в регатах и радость в плавании.
Екатерина Амирханова Капитан-Клуб N 1 2009.
Олин Стефенс спроектировал яхты 8-метрового класса
Conewago, Prelude, Iskareen и
Iroquois. |