Яхты класса 8mR в России
О классе яхт 8mR

Новости

О классе яхт 8mR

Документы

Яхта RUS 4 “Astra II”

История 8mR в России

Призы

Результаты соревнований

Галерея яхт

Ссылки

e-mail


Олин Стефенс: “Я всегда хотел проектировать скоростные лодки”

      13 сентября 2008 г. в возрасте 100 лет скончался выдающийся яхтенный конструктор Олин Джеймс Стефенс II. По его проектам построены тысячи лодок, среди которых — победители трансатлантических гонок и Кубка “Америки”, а также множество гоночных лодок, выигравших регаты в Европе и США.

      Этот очерк — о человеке, чья творческая активность может служить примером для яхтенных конструкторов и дизайнеров всего мира.

      Олин Стефенс родился 13 апреля 1908 г. в Бронксе. В своей автобиографии много лет спустя Стефенс напишет: “Мне повезло — у меня была цель. Я всегда хотел проектировать скоростные лодки”. Его отец, Фредерик Стефенс, работал в угольном бизнесе и не поддерживал увлечение сына. Тем не менее, будущий яхтенный конструктор с интересом читал морские журналы и каждое лето проводил за городом, на побережье Атлантического океана. Там вместе с братом Родериком он и получил первые практические навыки управления лодкой и общения с морем. В конце концов отец даже купил сыновьям 16-футовую лодку.

      Олин хорошо учился в школе, а позднее изучал искусство в Нью-Йорке. Тем не менее, в Массачусетском технологическом университете своей главной специальностью он выбрал конструирование яхт. Учебу Стефенс не закончил из-за проблем со здоровьем и впоследствии признавался, что ему не хватает математической выправки и инженерной тонкости. Для окружающих было удивительно слышать такие слова от человека, которого называли “пионером”, “первопроходцем” и новатором в создании яхт.

      Его карьера яхтенного проектировщика началась рано — в 19 лет. Через два года вместе с успешным яхтенным брокером Дрейком Спаркманом он основал компанию “Sparkman & Stephens”. Потом к компании присоединился брат Родерик, и с 1931 г. их команда стала признанным лидером в индустрии яхтенного дизайна. Первый ошеломляющий успех — 52-футовый иол “Dorade”, в создании которого Олин Стефенс принимал участие, выиграл Трансатлантическую и Фастнет-скую гонки (1931 г.). В первой отрыв победителя составил двое суток! Олин в свойственной ему непретенциозной манере прокомментировал событие так: “Это была просто удача”.

      Но это не было простой удачей! В 1937 г. его яхта класса “J” “Ranger” стала победителем Кубка “Америки”. Компания “S&S” и дальше создавала первоклассные суда — от небольших лодок до мегаяхт. Даже неполный список наград, полученных яхтами “S&S”, производит впечатление:

  • Пять победителей “One Ton Cup”;
  • Пять победителей “Gold Cup”;
  • Две олимпийских золотых медали и одна серебряная в “шестиметровиках”;
  • Три победителя кругосветки “Whitbread”;
  • Одиннадцать победителей “Bermuda Race”;
  • Победители “Sydney-Hobart Race”, S.O.R.C., Адмиральского Кубка и многих других регат.

      Достаточно сказать о шести выигранных Кубках “Америки“ — кто еще может этим похвастать?

      Во время Второй мировой войны опыт Стефенса как инженера-судостроителя пригодился при создании минных тральщиков и амфибийных десантных средств, участвовавших в высадке союзных войск в Нормандии. Когда война закончилась, Стефенс вернулся к любимому делу.

      За свою долгую карьеру Олин Стефенс наблюдал, как быстро меняются технологии проектирования и строительства лодок. Все яхты, вышедшие “из-под его пера”, были нарисованы на чертежном столе при помощи карандаша и линейки. Великий конструктор, пользовавшийся только калькулятором, с интересом следил и за развитием компьютерных технологий, а в возрасте 70 лет приобрел компьютер и начал самостоятельно изучать математику и программирование. В ноябре 1999 г. в одном интервью Олин Стефенс сказал: “Хороший яхтенный дизайн — это, прежде всего, комбинация интуиции и науки, даже если сейчас наука играет более значимую роль, чем 50 лет назад”.

      Известна история, рассказанная канадским конструктором Брюсом Кирби, высоко ценившим Стефенса. На нью-йоркской конференции яхтенных дизайнеров обсуждались проблемы проектирования подводной части корпуса. Стефенс взглянул на одну из формул и сказал, что в ней ошибка. Другие этого не заметили, хотя профессионалы обсуждали эту тему несколько дней. Стефенс же понял все сразу, хотя в ту пору ему было уже 90 лет!

      Вплоть до 2006 г. Стефенс путешествовал по миру, посещая конференции, собрания и, конечно, регаты. И даже в последние недели своей жизни он занимался проектированием 36-футовой круизной яхты.

      Позволю себе перефразировать классика и скажу: если сложить маршруты всех лодок, построенных Олином Стефенсом, то можно 80 раз достать от Земли до Сатурна. Имя Олина Стефенса, чей портрет висит в зале Славы Кубка “Америки”, навсегда останется в истории мирового яхтинга. Спроектированные им суда стали живой памятью, традицией и наследством, приносящим победы в регатах и радость в плавании.

Екатерина Амирханова “Капитан-Клуб” N 1 2009.

Олин Стефенс спроектировал яхты 8-метрового класса “Conewago”, “Prelude”, “Iskareen” и “Iroquois”.

домойнаверх