Торе Хольм родился 25 ноября 1896 года
в местечке Гамбели, Швеция. Он был вторым сыном основателя верфи Хольмов легендарного
Кнута Хольма. В то время Кнут Хольм работал рулевым на пароходе Tjust.
Торе Хольм мало общался со сверстниками,
но зато был очень успешен в учебе. В 1922 году он получил специальность
инженера-строителя в Королевском техническом университете Стокгольма. Его дипломная
работа была посвящена гибели судна Per Brahes на озере Веттерн.
Еще когда Торе было всего пять лет, ему
вместе со старшим братом разрешили помогать в строительстве яхты Bris.
Это судно строилось в ангаре, расположенном неподалеку от нового дома Хольмов
у горы Гарпеданс. Отец Торе Кнут был властным главой семьи, что вполне характерно
для духа того времени. Шаг за шагом его сыновья постигали науку строительства
яхт и управления ими.
Примерно в 1915 году Торе приступил к
работе над собственным проектом шхерного крейсера, но тогда он еще не мог
подписать его своим именем: на все чертежи ставилось клеймо верфи Кнута Хольма.
По этой причине его первым судном официально считается шхерный крейсер
Mayflower, с площадью парусности 55 м2.
Успех пришел в 1920 после строительства
замечательной яхты Sif с площадью парусности
40 м2,
на которой Торе и его брат Ингве взяли золото на олимпиаде в Антверпене.
В 1921 году Торе построил шхерный
крейсер Magda IV. При длине 20 метров, он имел площадь
парусности 95 квадратных метров. Эта яхта и сейчас ходит под парусом и носит
имя Pajazzo. Ингве Хольм построил другое судно по своему
собственному проекту. Оно было немного длиннее и ходило под именем
Brit-Marie. Обе этих яхты являлись абсолютными лидерами в классе
шхерных крейсеров в двадцатые годы, что в конце-концов привело к пересмотру
правил.
Постепенно Торе Хольм сосредоточился
на строительстве яхт R-класса и управлении ими. Чтобы расширить их популярность,
он принимал участие в регатах в Генваре на 6-метровиках Lilian и
Västanfläct. Обе яхты стали победителями во всех гонках,
и с этого момента заказы в Гамбели посыпались отовсюду.
Верфь Хольмов стала самой интенсивно
работающей верфью Швеции тех лет. В начале тридцатых Торе принял от отца
руководство предприятием.
В 1929 году Торе построил 6-метровик
Bissel, ставший самым успешным судном шведского парусного флота,
которое дважды побеждало в 1-тонной регате. Всего Швеция занимала
первое место в этих гонках 11 раз, и из них 10 на яхтах,
построенных Торе Хольмом.
В 1932 году яхта Bissel
с рулевым Торе Хольмом завоевала золото на олимпийских играх в Лос-Анджелесе.
В 1936 году в Берлине конкуренты особенно отличились, и Торе досталась
всего лишь бронза. В 1948 году в Лондоне из-за поломки в рулевом
управлении он также смог занять только третье место.
Две золотые, одна серебряная и три
бронзовых олимпийских медали: этот рекорд до сих пор остается непревзойденным.
В Гамбели Торе Хольм спроектировал и
построил также многие другие знаменитые 6-метровики, включая
Marianne (1934), IA, Tidsfördrif и
Fäget blä, и яхты Maybe-, ставшие легендой
класса.
Торе Хольм строил и яхты международного
8-метрового класса: Elsinore (1930), Ranja (1935),
Wanda (1937), Atair и Ilderim (1939).
Ему отлично удавались даже яхты
10-метрового класса, примером тому Zibeline и Gullkrona.
Но самой успешной стала яхта Havsörnen (1938). Когда ее спускали
на воду, Эверт Траубе, стоя на палубе, исполнил свой Вальс Буревестника.
Несколько лет спустя яхта Havsörnen была продана в Лондоне на
аукционе Сотби более чем за 200 000 американских долларов.
Создавая яхты международного 5-метрового
класса, Торе Хольм и здесь стал самым популярным мастером, благодаря таким
парусникам как Ran и Mystic (1937). Всего в 1937 году
было спроектировано и построено четыре 5-метровика. В настоящее время яхта
Mystic по-прежнему находится в Гамлеби и ходит под парусом.
Другие широко известные примеры 5-метровиков Торе Хольма
это яхты Going и Marbell.
Всего в регистре яхт-клуба KSSS 1940
года насчитывалось 28 яхт, связанных с именем Торе Хольма. |